Йоханнес Иттен “Искусство Цвета”
Удалось урвать за копейки два знаменитых пособия Иттена.
По итогу наконец разобрался с цветовым кругом, сочетаниями цветов. Понял что в визуальном как и в музыке есть понятия диссонанса и консонанса, и что они также подчиняются определенным законам.
Физика цвета
Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами.
Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Цветовая гармония
«Гармония – это равновесие, симметрия сил.»
«Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объектного характера.»
Если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть гала, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот.
Цветовой образ, возникающий в глазах всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. Это явление можно называть последовательным контрастом.
Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называются симультанный контраст.
Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.
Физиолог Эдвард Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция – расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция – их восстановление – уравновешенны.»
Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.
Семь типов контрастов
«Когда четко выраженные различия достигают своего предела, мы говорим о контрасте.»
Семь типов цветовых контрастов:
Контраст по цвету. Также как белый и черный цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех.
Контраст светлого и темного. Серый цвет - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседних цветов.
Контраст холодного и теплого. Контраст холодно и теплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. Более удаленные кажутся более холодными. Научные опыты показали, что сине-зеленый цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует.
Контраст дополнительных цветов. Мы называем цвета дополнительными, если их смешение дает нейтральный серый. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому.
Симультанный контраст. Явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то одновременно (симультанно) порождает его сам. Возникает лишь как ощущение, объективно не существует. Чем активнее основной цвет и чем дольше мы смотрим на него, тем эффект будет сильнее.
Контраст по насыщенности. Противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст по насыщенности, то, например, чистый красный должен контрастировать с блеклым красным и т.п.
Контраст по площади цветовых пятен. Характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность – противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький». Силу воздействия цвета определяют светлота цвета, и размер цветового пятна.
Цветовые созвучия
Созвучия двух цветов. На цветовом круге два диаметрально противоположных цвета является дополнительными и образуют сочетание из двух цветов.
Созвучие трех цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать три цвет, расположение которых образует разносторонний треугольник, это создаст гармоничное трезвучие.
Созвучие четырех цветов. Если выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу, получи фигуру квадрата. Также можно определить четырехзвучия с помощью прямоугольника, либо трапеции.
Композиция
Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, что бы их сочетание было предельное выразительным. В композиции также важно расположение цвета и направление цветовых пятен.
Существует различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины. Горизонтальное – подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. Вертикальное – является полной противоположность горизонтальному и выражает легкость, высоту и глубину. Точка пересечение горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Диагональные направления – создают движение и развивают простарнство картины в глубину. Круг – заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.