«ОСНОВЫ БРЕНДИНГА И БРЕНД-ДИЗАЙНА» МИХАИЛ ГУБЕРГРИЦ
Продолжение курса “Бренд стратегия”.
ЛЕКЦИЯ 1
АНАТОМИЯ БРЕНДИНГОВЫХ СИСТЕМ.
Визуальные составляющие бренда (Из них строится карта бренда):
- Логотип
- Фирменный стиль
- Фирменный шрифт
- Типогрфика / система верстки
- Дополнительная графика
- Изображения / фотостиль
ЛЕКЦИЯ 2
НЕЙМИНГ, ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, TONE OF VOICE, СЛОГАН.
Вербальная коммуникация - все что мы говорим словами
Виды слоганов:
- Имиджевые слоганы – выражают основную философию бренда (компании, товара или услуги), смысл деятельности, позиционирование; могут акцентировать какие-либо особенности или отличия. Они направленны на повышение узнаваемости продвигаемого объекта, формирование желаемого образа. Их главная задача – создать вокруг бреда необходимую эмоциональную атмосферу.
- Тактические слоганы – используются для скорейшего и максимального увеличения продаж. В связи с этим, они как правило, подчеркивают уникальность торгового предложения, возможные преимущества потребителя в случае выбора данного продукта или услуги. Их задача состоит в побуждении к совершению покупки путем формирования определенного отношения целевой аудитории к товару (услуге), за счет создания вокруг него положительного эмоционально-информационного фона или использования других факторов.
- «Свободные» – они не содержат названия бренда, и далеко не всегда ассоциируются с ним, представляя собой самодостаточную, независимую фразу, способную вызвать яркие положительные эмоции.
- «Привязанные» – фонетически и ритмически связанные с названием продвигаемого объекта, чаще содержащие рифму или игру слов, вследствие чего они не могут употребляйся без имени бренда, так как в этом случае теряется их суть, разрушается структура.
- «Прямые» (call to action) – содержащие непосредственное, прямое обращение к человеку (потенциальному потребителю) и, нередко, глаголы в повелительной форме, побуждающие к действию.
Копирайт = коммуникация. Бренд должен разговаривать с клиентом.
Критерии хорошего названия
- Соответствие задаче
- Благозвучность
- Охраноспособность
Путь, который проходит название:
- Генерация: 60-100 названий
- Лонг-лист: 40-50 названий
- Презенатация заказчику: шорт-лист 10-12 названий
- Детальная проверка: 3 названия
- Финальное решение: 1
Словарное имя - слово, которое можно найти в словаре.
Фантазийное - имя, ничего в реальности не означающее.
Как проверить название:
- Проверить на google-check
- Проверить на сайте ФИПС на предмет идентичных или сходных до степени смешения названий.
Сходные до степени смешения: название схожие хотябы на один звук.
Также идентичными названиями могут быть переводы слов: spring/весна.
Зарегистрировать очень сложно или нельзя:
- Описательные названия
- Аббревиатуры (искл. Аббревиатуры, которые образуют неологизмы)
- Географические названия (искл. Если компания находится в той же географии)
- Цифры (искл. Если несут дополнительную смысловую нагрузку)
- Прилагательные в превосходной степени
- Слова типа: group, holding, ltd и тд.
Последовательность процесса:
- Никому не говорим
- Отдаем на детальную проверку + подаем заявку на регистрацию
- Получаем результат
- Разрабатываем логотип
- Оформляем заявку на комбинированное обозначение
Два лучших друга неймера:
- Патентный поверенный
- Дизайнер
Как понять в каких классах ФИПС проверять название?:
- По конкурентам
- По МКТУ
Визуальный нейминг – когда логотип идеально подходит этому названию.
Tone of Voice - то, как мы разговариваем с нашей аудиторией. Зачем нужен:
- Установить более глубокую эмоциональную связь с целевой аудиторией
- Произвести на них более благоприятное впечатление, представить ценности бренда
- Выстроить долгосрочные доверительные отношения с ЦА (именно отношения определяют поведение при покупке)
- Выделится среди конкурентов
«Правила хорошего тона» ToV:
- ToV помогает говорить с аудиторией на одном языке. Описание тональности включает в себя описание слов, выражений, конструкций, которые стоит использовать и тех, которые стоит избегать. Описание основана на знаниях о свой целевой аудитории.
- ToV прописывается для конкретной ЦА. Не пытайтесь быть понятными и понравится всем.
- ToV бренда необходимо соблюдать во всех каналах, посредством которых вы общаетесь к аудитории. Будь то сайт, служба поддержки клиентов, социальные сети и так далее.
ЛЕКЦИЯ 3 ЛОГОТИП. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
Термин «Логотип» появился в начале 19 века в типографике и был синонимом термина «лигатура», т.е. Объединение двух или трех знаков типографского шрифта.
Виды логотипов:
- Текстовые (Braun)
- Лого-знак (Apple)
- Комбинированный (Honda)
- Лого-эмблема (FC Barcelona)
- Динамический (BIPR, casa da musica)
- Лого-контейнер (Upworthy)
Задачи лого:
- Охрана бренда от конкурентов
- Идентификация
- Информирование
Требования к лого:
- Выразительность и ассоциативность
- Оригинальность и охраноспособность
- Удобство использования
- Качество исполнения
ЛЕКЦИЯ 4
ЛОГОТИП. РОЛЬ И СТИЛИ. ТРЕНДЫ И АНТИТРЕНДЫ.
- Логотип – отражение большой идеи. Не думайте, что вам удасться сделать хороший логотип, а потом придумать под него идею.
- Не используйте шрифт логотипа для фирменного стиля.
- В каждом лого, особенно наборном, должна быть «фишка» - визуальная зацепка, «спотыкач», зацепка для глаза.
- Логотип - основа фирменного стиля.
- Разрабатывая лого всегда думайте про основной носитель.
- Хороший логотип должен производить впечатление нарисованного за 5 минут.
Никогда не копируйте чужие решения!
ЛЕКЦИЯ 5&6. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ. ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ НОСИТЕЛИ, ПРИЕМЫ, ПРИМЕРЫ.
Фирменный стиль (корпоративный, айдентика) - набор графических форм и принципов построения визуальной коммуникации объединённых основной идеей. Помогает выделить компанию среди себе подобных.
Стилеобразующий элемент - основа фирстиля
Приемы разработки фир-стиля:
- На основе логотипа
- На основе типографики (wayway)
- Абстрактная графика и геометрия (Spotify)
- Стиль контейнер (Know Canada)
- Изображения (baboon sagmeister)
- Стилистика, построенная на иллюстрациях (Garden Museum)
- Персонаж (Нимбл)
- Стиль, основанный на зонировании (EVO bank)
- Стилистика взятая из жизни бренда (Alzheimer Nederland)
- Исторические, этнические мотивы (PNG Air)
ЛЕКЦИЯ 7
ФИРМЕННЫЙ ЦВЕТ В СТИЛЕ.
Как выбрать цветовую схему для бренда:
- Отобразить на цветовом круге цвета брендов конкурентов.
- Собрать схему по фото связанным с брендом с помощью Adobe color cc
Желтый быстрее других цветов считывается мозгом, поэтому его активно используют, если необходимо что-то выделить, быстро донести информацию или просто привлечь внимание.
Синий вызывает меньше всего раздражения.
Цвет логотипа и цвет бренда – не всегда одно и тоже.
Выбирая цвет для бренда в ритейле (и не только) не забудьте о цвете «усиления» и промо-цветах.
Неочевидные цвета «рулят»
ЛЕКЦИЯ 8
ФИРМЕННЫЙ ШРИФТ И ТИПОГРАФИКА КАК ИНСТРУМЕНТ БРЕНДИНГА.
- Словарное название требует нестандартного шрифта
- Стандартный шрифт для логотипа всегда требует небольшой доработки
- Не перебарщивайте
- Порой, даже изменив всего лишь одну букву, можно создать новый шрифт
- Хороший шрифт может быть стилем сам по себе
ЛЕКЦИЯ 9
ФОТОСТИЛЬ.
- С помощью фото мы можем передать ценности бренда
- Отстроится от конкурентов
Как проверить фото на соответствие общему фотостилю:
- Сюжет
- Цвет
- Перспектива
- Кадрирование
- Фокус