Секреты композиции - Ярослава Клепикова
Небольшой курс на бэнгбэнг по основам композиции для художников и иллюстраторов. Вообще, композиция штука интересная, но при просмотре лекций не мог отделаться от чувства, что порой «натягивание» сетки, золотого сечения, поиск диагоналей и т.п. скорее больше говорит о человеке делающим такой анализ, чем о самой картине и художнике. Хотя может быть с практикой придет лучшее понимание этих принципов.
Композиция - организующий произведение элемент, помогающий компонентам гармонично соединиться.
Композиция есть всегда, либо хорошая либо плохая.
Первое место - простая форма/большая форма. Самая значимая в композиции. Начинаем работу с её выбора, на основе желаемого чувства.
Простые формы:
- Квадрат – статика, стабильность, устойчивость
- Ромб (также диагональ) – динамика, неустойчивость, нестабильность
- Треугольник (перевернутый) – неустойчивость, дисгармония, движение
- Треугольник – устойчивость, рост (вверх), гармония
- Круг – статика, природность, гармония
Каждая композиция должна начинаться очерчиванием рамки, плоскости в котором будем рисовать.
Композиция не должна «бить в лоб». Лист должен быть заполнен.
Изображение – это действие + место + время.
Применяя принцип золотого сечения и правило третей, можно добиться разделения изображения на 9 квадратов. Четыре точки пересечения по углам квадрата в центре, считаются композиционным центром.
- Первые три квадрата по вертикали слева - прошлое
- По середине - настоящее
- Крайние справа - будущее.
Это связанно с восприятием слева-направо в европейской культуре.
Восходящая диагональ, как правило, согласуется с позитивным. Нисходящая с минорным.
«Вход» в композицию обычно происходит снизу-слева.
Движение позволяет управлять внимание зрителя, длительностью.
Диагональ управляет скоростью движения.
Главная диагональ, обычно, самая длинная.
Если мы ставим препятствие перед предметом, если предмет не в конце листа, движение останавливается.
Планы должны перекрывать друг-друга, вычитать. В плановости масштаб изображается предметами, знакомыми нам своими размерами.