BRAND FATHER
Конспект курса Brand Father известного маркетолога, создателя креативного агентства Fedoriv Андрея Федорива.
1 : КТО ТАКОЙ ПАПА БРЕНДА?
- Хорошие бренды - это дятлы.
- Бренд - обмен эмоции на транзакцию
- Мы не работаем с маркетинговыми директорами, только с владельцами и не участвуем в локальных фестивалях и тендерах.
2 : УБЕЙ В СЕБЕ МЕНЕДЖЕРА
- Альфа-энергия - то что отличает папу бренда от менеджера.
- БАЦ - большая амбициозная цель. Ставьте ее себе и своей компании. Идите к ней.
- Разожгите свое воображение. Это ваше главное преимущество, ваш бизнес инструмент.
- Скорость. Но без суеты. Принимайте решения быстро, и не мельчите в делах.
- Прямота. Будьте открыты и откровенны с самим собой и с другими. Это создает доверие и экономит время.
- Готовность идти на риск. Прорыв без риска не возможен.
- Не бойтесь ошибок, они приведут вас к успеху.
- Чуйка. Доверяйте своей интуиции чаще.
- Стройте эффективные взаимоотношения с людьми на которых можно положится.
3 : КАК НАЙТИ МАРКЕТИНГ-ДИРЕКТОРА?
- Главная миссия – объединять вокруг себя таланты.
- Стройте длительные отношения с партнерами/подрядчиками/клиентами
- Имейте в команде либо «Пчелу» (хороший админ), либо «ракету» (соратника для креатива).
4 : ЧТО ТАКОЕ БРЕНД И КАК ОН РАБОТАЕТ?
Бренд говорит человеку «как жить»
Маркетинг: ЗНАЮ-ХОЧУ-ПЛАЧУ
- Я ЗНАЮ что кто то живет/решает проблему так.
- Я ХОЧУ быть как он.
- Я ПЛАЧУ за это.
В голове потребителя помещается в среднем От 2ух до 5ти брендов. Поэтому люди делегируют свой выбор другим (селебрити, медиа, религия и т.д.)
Самые сильные бренды аппелируют к сердцу. Покупки, сделанные «по расчету» зачастую не приносят столько удовольствия как импульсивные, основанные «на сердце».
Бренд обязан менять бизнес, частью которого он является.
10 главных ошибок в работе бренда:
- Бренд – это не работа владельца бизнеса.
- Сделать бренд системным.
- Нет точки дифференциации.
- Отсутствие культуры инноваций.
- Боязнь ошибок.
- Не серьезное отношение к дизайну.
- Недофинансирование
- Нет планирования и бюджета.
- Команда.
- Бренд без смысла. Только ради денег.
5 : КАК ПОНЯТЬ СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ?/ДУМАЙ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ
- Исследования сами по себе не значат правду.
- Снимайте инфу не о том что говорят клиенты, а о том что делают.
- Что бы получить неожиданный ответ, задавайте неожиданный вопрос.
- Лично общайтесь с потребителем. Проводите в общении с потребителем, сколько возможно.
- «Когда кончаются идеи – идите в торговый зал»
- В поиске инсайтов самое важное – охота на «художественные детали». Нюансы. Мелочи.
- Боль клиента – основа для бизнеса.
Consumer insight («инсайт») – правда жизни о которой не говорит потребитель.
- «Публика дура – но её не обманешь»
- Потребителя всегда манит выгода. Для себя любимого. Он хочет не просто win win, а большее за меньшее.
- Потребитель невероятно ленив. Он хочет все ready to use.
- Уважение. Потребитель хочет быть крутым, уважаемым. Казаться круче чем ты есть на самом деле.
- Потребитель благодарен когда выбор делают за него.
- Нельзя продавать всё всем. «Кто то должен чувствовать себя раздраженным что его не позвали»
- Не сегментируйте по социо-демографическому принципу. Объединяйте людей в группы по тому как они действую и думают.
- Бренд сейчас – это не вопрос попадания в ЦА, а создание комьюнити.
- При построении ЦА пользуйтесь 3D моделью – выявляйте ЦА на основе нескольких типов сегментации.
6 : ЗАЧЕМ НУЖНА СТРАТЕГИЯ?/УРОВНИ УНИКАЛЬНОСТИ
Стратегия и идея – по сути одно и то же. Стратегия не обязательно должна быть в триста страниц.
Все решают детали. Думайте, как ваша идея ляжет на мелкие детали.
Стратегия это ответ на вопрос, что вы делаете такого, чего другие не делают в принципе.
2 типа стратегии:
- Стратегия цены – «мы будет чуть чуть дешевле».
- Стратегия ценности – создание у потребителя понимания «почему я должен выбрать вас или заплатить вам чуть чуть больше»
Как создать ценность:
- Инновация
- Сервис
«Хорошая стратегия бренда – одно слово» Морис Саатчи.
Ищите свой личный кайф. Смело смешивайте. Идея – парадоксальная связь двух несвязанных идей. Упрощайте.
5 уровней уникальности:
- Нулевой. «Самовывоз из 90ых».
- Рекламная игла. Есть не уникальный товар, и вы просто даете рекламу. Хаотичность.
- Псевдоценность. «Мы знаем, что нам не удасться создать уникальный продукт. У нас нормальный продукт». 80% всех брендов. Минимальная работа бренд-менеджера.
- Реальная уникальность. Есть доказательства. RTB.
- Часть жизни. Реальная технологическая инновация. Культура инноваций. Результат радикально превосходит ожидания. Социальная ответственность.
7 : ИЗМЕНИ ПОДХОД. КУЛЬТУРА ИННОВАЦИЙ
- Не бойтесь последствий неправильных идей.
- Креативность – способность решать бизнес-задачи, с помощью творческих инструментов.
- Логика – цепь которая удерживает менеджера.
- Идеи нужно фиксировать. Всегда.
Брейншторм правила:
- Четкая задача
- Критерии наилучшего решения
- Слово «Нет» запрещено
- Всегда должен быть секретарь, фиксирующий всё
- Делите процесс придумывания идеи и отбора
8 : ПРАКТИЧЕСКИЕ БРЕНД-ИНСТРУМЕНТЫ
Колесо бренда:
Между каждым уровнем стоит слово «поэтому».
На каждом уровне мы можем сказать о себе не более 3-5 слов/ключевых фактов.
- Атрибуты. Что есть бренд? Физическое описание. Функция. Зачем я потребителю? Кто мы, откуда, что делаем.
- Выгоды. Каковы физические результаты использования бренда? Рациональные преимущества. Факты, улики, цифры. Чем мы отличаемся от других на материальном уровне. Будьте максимально конкретными.
- Ценности. Какие эмоции вызывает использование бренда? Социальная миссия за пределами заработка.
- Личность. Какой бренд? Представить бренд человеком.
- Суть бренда. Что такое бренд? Ответ на вопрос «чем мы отличаемся» одним словом.
Бренд пропеллер:
- Определяется описание самого ключевого сегмента ЦА - самого важного потребителя.
- Определив кто этот человек, определяем рациональные и эмоциональные преимущества.
- Формулируем суть бренда.
- Описываем требования к идентификации и коммуникации бренда. (Какие мы, что мы никогда не делаем, как мы себя ведем или что мы делаем всегда)
Пирамида обещания:
Бренд – это обещание что именно мы даем потребителю, ответ на вопрос «чем мы отличаемся». Работая с инструментом мы должны дать ответ на этот вопрос 5 раз:
- Первый раз – одним словом. Идея бренда.
- Второй – фраза. Слоган.
- Третий раз – абзац. «Описание в лифте»
- Четвертый – страница. «Презентация нового продукта на сайте Apple»
- Пятый – книга. Биография.
Бренд-система: В основе бренд-системы находятся «Папа» и потребитель. Два полюса. Четыре уровня:
- «Стратегия и идея». Дифференцирующая идея. Можем ли мы заполнить «Пирамиду обещаний», «Колесо бренда» и ответить на вопрос чем мы отличаемся от конкурентов?
- «Компания, продукт, дизайн». Бренд определяет какие сотрудники, офис, технологии мы используем. Насколько продукт соответствует сути нашего бренда? Как запакован (выглядит) наш бренд, и соответствует ли он нашему бренду?
- «Опыт и контент». Какой опыт получит клиент при взаимодействии с нашим брендом? Пока опыт не будет положительным, смысла в рекламе нет.
- «Кампания 360». Коммуникация и реклама. Создавайте цифровую экосистему. Понимайте путь пользователя. Какой контент будет потреблять клиент?
Минимум бюджет на маркетинг - 3% от валового оборота. Для стартующих и luxury брендов – от 5 до 10%.
Понимайте, сколько тратят на маркетинг конкуренты.
9 : САМОЕ ГЛАВНОЕ В ДИЗАЙНЕ
Функция первичная. Дизайн упрощает жизнь потребителя. Делает ее менее осмысленной.
«Эволюция это упрощение – а не усложнение»
Бренд это эмоция. Дизайн – это все органы чувств.
Путешествие потребителя – проходите весь путь клиента связанный с любым взаимодействием с вашим брендом. Задавайте вопрос: «насколько это целостно?».
В основе сильной визуальной системы лежит сильный визуальный символ. Хороший символ – простой и узнаваемый («Фиолетовая корова Milka, Apple, лиса Winetime etc»)
ХОРОШИЙ БРЕНД ЭТО ВОПРОС, А НЕ ОТВЕТ. Поэтому, когда мы спрашиваем «Почему на логотипе виномагазина находится лиса, ответ один: а почему бы и нет?» Если человеку что то знакомо, чувствуется глубинная безопасность.
Стилистика это понятие субъективное. Дизайн объективное.
Эффект «Сытый глаз» – глаз который видел много хорошего и разного. Это критерий оценки.
- Ребрендинг. Переосмысление. Фундаментальные вопросы.
- Редизайн. Меняем только визуал, без стратегии.
- Рестайлинг. Крутой рестайлинг незаметен для потребителя.
Несколько советов по неймингу:
- Имя это лишь пустой стакан – он может быть любой формы но наполнение, смысл, это все что будет после нейминга.
- Не ждите от имени слишком многого.
- Разрабатывайте и подавайте сразу несколько имен на патентную проверку. Старайтесь не влюбляться только в один вариант.
- Желание все вложить в одно слово может сделать это слово не уникальным или слишком сложным.
- Делайте имя собственное максимально короткое, максимально странное, максимально запоминающееся. Как заноза. Делайте дескриптор коротким, простым и понятным.
- Имя живет в реальной жизни.
- Иногда отсутсвие концепции это то что нужно. Слишком много логики загоняют в ассоциации первого порядка.
Не бойтесь иронии, фана и необычности. Бойтесь быть нейтральным и незаметным
10 : ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Первый вопрос «Какой опыт получает сейчас потребитель, если начинает взаимодействовать с моей компанией/продуктом.
Провоцирует ли это его, создать контент с участием компании/продукта и его выложить?»
Первая и самая главная аудитория – сотрудники. «Насколько лояльна к моему бренду мои коллеги?»
Вторая – действующие клиенты. Уделяйте им внимание.
И только затем – новые клиенты.
Работа, дом, «третье место» – образуют некий круг жизни человека. И для того что бы нарушить эту траекторию, коммуникация должна обладать достаточной «ударной» силой.
Два вопроса брифа:
- «Что люди, к которым мы обращаемся, думают, чувствуют и делают сейчас»
- «Что люди, к которым мы обращаемся, должны думать, чувствовать и делать после этой коммуникации»
Цель коммуникации – изменение поведения людей.
Кому, где, как и что - ключевые вопросы коммуникации. Повторяйте их в каждой точке CJ.
Формула эффективности коммуникации:
- Насколько уникальные, полезные факты и цифры. Рацио
- Форма сообщения. Сюжет, история, аудиовизуал.
- Медиа давления. Охват и частота.
Традиционные медиа-решения: 50% времени, 70% денег
Безопасные инновации (новые медиа, результативность сложно просчитать): 20% денег, 25% времени
Радикальные инновации: 10% денег, 25% времени
Обращайте внимание на свои первые ощущения от идеи. Хорошая идея будет круто выглядет даже на салфетке.
Не бойтесь не понравиться. Бойтесь равнодушия. ХЕЙТ=ХАЙП
11 : ТИПИЧНЫЕ СТРАТЕГИИ
- Новая категория – новая модель поведения
- Говорите с клиентом на одном языке, используйте знакомые образы
- Монополизация базового рационального преимущества категории через эмоции
- Лайфстайл / самоидентификация через атрибут (11 Mirrors)
- Бренд-патриот («Ощадбанк»)
- Reinvent (Tesla, «Дальнобой»)
- Низкая цена / доступность + нестыдный бренд (Swatch, «Гризли»)
- Мастерство создания / технология
- Специализация / эксперт / законодатель / Passion
- География / национальный характер / происхождение
- Mashup / смелое смешивание
- Ярко выраженная социальная ответственность
BRAND FATHER 2020 : БРЕНДЫ МЕНЯЮТ БИЗНЕС
В «голом мире» продукт победил бренд. Никакие трюки маркетинга, коммуникации и рекламы не помогут прикрыть «пустоту», не уникальность продукта
Главный инструмент маркетинга – создание ценности.
Цифровое распознавание потребителя:
- Товарное потребление (дом/машина/образование)
- Жизненные предпочтения (путешествия/заведения/мода/хобби)
- Деловые предпочтения (отпуск/страна/отель)
- Общие характеристики (пол/возраст/занятость)
- Место нахождения (жилье/работа/шоппинг)
- Потребительские предпочтения (бренды/исскуство)
Рост дигитализации ведет к росту инфантилизации.
Нужно создавать и поддерживать сразу три бренда – корпоративный, продуктовый и личный.
Срок жизни бизнес модели сегодня : 2-3 года максимум.
5 уровней стратегии:
- Рекламная. Где, что и в какой форме мы рассказываем о продукте?
- Бренд стратегия. Какую уникальную территорию я хочу занять у потребителя?
- Маркетинг стратегия. Котлер, Траут, 4P.
- Бизнес стратегия. Почему у нас должно получится? Какое сочетание факторов сделает нас конкурентноспособными и успешными
- Корпоративная стратегия. В какие рынки мы инвестируем?